«Алексею Баталову - 95»
Виртуальная часть экспозиции Музея ВГИКа
Ольга ЧИЖЕВСКАЯ, заведующая Лабораторией отечественного кино | подготовка материалов
Нина СПУТНИЦКАЯ, ведущий научный сотрудник | текст
«Алексею Баталову - 95». Виртуальная часть экспозиции Музея ВГИКа

К 95-летию Баталова открылась виртуальная экспозиция, - совместный проект Музея ВГИКа и Лаборатории отечественного кино ВГИКа (Кабинет советского кино).
Алексей Владимирович Баталов родился в семье актеров, приверженцев театра Сергея Станиславского (МХТ), Нины Ольшевской и Владимира Баталова. Детство будущего артиста было пропитано творческой атмосферой, его собеседниками были писатели и поэты. Однако семья матери серьезно пострадала от репрессий. А родной дядя по отцовской линии, Николай Баталов, был лицом яростного кинематографа 1920-1930-х, одинаково ярко заявил о себе и в авангардных полотнах «Мать» и «Конец Санкт-Петербурга», и в хитро сплетенной жанровой картине о «любви втроем» «Третья Мещанская», которая адаптировала сюжет любви Маяковского и семейства Брик к нуждам простых трудящихся.
Фото Павла

А.Баталов, фото из буклета, фильм Мать
Алексей Баталов словно взял эстафету от дяди, заступив на роли рабочих парней. Исполнил и роль Павла Власова в новой экранизации «Матери» (1955) Горького. Но его герои-пролетарии кроме открытой улыбки и харизмы обладали мягким интеллигентным юмором, чеховской иронией.
Прекрасный творческий тандем сложился в годы Оттепели у актера с режиссером Иосифом Хейфицем. Мгновенно располагали к себе и рабочий Алеша Журбин из «Большой семьи» (1954) и шофер Саша Румянцев в «Деле Румянцева» (1955). А киноповесть «Дорогой мой человек» (1959), согласно новой тенденции - показала «войну без войны» - людей, утративших многое, но сохранивших главное: честь, верность профессии, способность любить. Баталов рисует лаконичными штрихами достоверный портрет современника - врача Владимира Устименко - от наивного влюбленного юноши до пережившего войну и утраты седовласого мужчины средних лет. Краски для роли найти было нетрудно: дед актера по материнской линии был известным врачом во Владимире. Но все-таки вершиной этого актерско-режиссерского содружества стала «Дама с собачкой», в которой в полной мере реализовался редкий дар актера лепить характеры неоднозначные.
Ну а в самой знаковой роли Оттепели - в Борисе из «Летят журавли», Баталову хватает десятка минут экранного времени, чтобы стать Героем. Именно такого - прекраснодушного, самоотверженного, ясноглазого Бориса, не бросившего раненого приятеля под пулями, должна была вечно ждать Вероника.
В 1960-х гг. он уходит в режиссуру кино. Природная скромность и самокритика не позволила ему в полной мере реализовать себя на театральной сцене.
Работая в театре, Баталов интересовался всем: декорационным делом, искусством грима, парика, секретами звукового оформления спектаклей.
«Он выдумщик, фантазер. Станиславский говорил, что актер каждый день должен быть во что-нибудь, в кого-нибудь влюблен - в картину, в роль, в романс, в женщину, в профиль, который вы увидели случайно и который напоминал вам Афродиту, в пейзаж, в футбол и т. д. и т. п. Вот эта одна из необходимых черт артистичности есть у Баталова: он вечно чем-то увлечен и одержим стихотворной строкой, пьесой, актером, живописью, починкой машины и т. д. и т. п. Работая в театре, Баталов интересовался всем: декорационным делом, искусством грима, парика, секретами звукового оформления спектаклей. Он пробовал писать, и его коротенькие, но своеобразные заметки одно время печатали в журнале «Театр». Он много рисует, и среди его работ есть, на мой взгляд, интересные» - писал о Баталове режиссер театра Советской Армии Львов-Анохин в 1958 году. Все эти склонности и дарования «конденсируются» в режиссуре Баталова. И предпочтение он отдаст прочтениям классики: «Шинели» Гоголя, «Герою нашего времени» Лермонтова (радио), наконец, сказке Серебряного века «Три толстяка» Олеши.
Среди кандидатов на роль в оскароносном фильме «Москва слезам не верит» были и Владимир Меньшов, и Виталий Соломин, но роль досталась Баталову. Обаяние и опыт лепки интеллигентных пролетариев актера могли гарантировать успех мелодраме, в который мало кто верил. Весьма неоднозначен и его персонаж - фактический двоеженец - в картине «Зонтик для новобрачных». Еще задолго до «перестройки» кино актер учил зрителя выходить за рамки общепринятых житейских амплуа. Посему его персонажи по сей день вызывают споры и дискуссии: откуда произрастает этот феномен Гоши/Гоги. А ведь все дело в деликатности и природной интеллигентности которыми он щедро одаривал своих персонажей.
В пространстве виртуальной части Музея ВГИКа у посетителей есть возможность увидеть редкие архивные фотоматериалы (любительские и профессиональные репортажные фотографии, рекламные фотоматериалы, редкие полиграфические материалы). Алексей Владимирович запечатлен в разные, этапные, периоды своего творчества: как актёр, режиссёр и, безусловно, как талантливый, одарённый педагог, Мастер.
На фотографиях экспозиции Баталов представлен исполняющим яркие роли в пору юности, - он страстно искал образ человека труда и одновременно интеллигента по своему душевному складу (Павел Власов), - так и в пору творческого расцвета, когда Мастер создавал образы, символические выразившие чаяния целого поколения (физик Гусев).
О международных связях и зарубежных поездках кратко, но емко свидетельствует репортажная фотография, где Алексей Баталов запечатлен в Каннах вместе с актрисой Ириной Скобцевой.
А.Баталов_70-летие, фото Сергея Житомирского
А.Баталов_70-летие, фото Сергея Житомирского
А.Баталов_70-летие, фото Сергея Житомирского
А.Баталов_70-летие, фото Сергея Житомирского
День рождения А.Баталова в Доме Дружбы
День рождения А.Баталова в Доме Дружбы
Репортажные фотографии юбилейных торжеств прошлых лет наглядно демонстрируют его удивительную органичность, способность быть естественным как на сцене, так и вне ее, его радость от общения с друзьями, коллегами по ВГИКу, с которыми его связала многолетняя дружба.
Фотографии отдельной подборки лаконично, но выразительно характеризуют Алексея Владимировича в его повседневной работе - как педагога и заведующего кафедрой актерского мастерства в родном ВГИКе.
Информацию по организации экскурсий в Музей ВГИК можно получить в Отделе по молодежной политике
kino@vgik-info