Дзиган, мастер реалистического эпоса
Проект Лаборатории отечественного кино и Музея к 125-летию Ефима Дзигана
Ольга ЧИЖЕВСКАЯ, заведующая Лабораторией отечественного кино | подготовка материалов
Максим КАЗЮЧИЦ, ведущий научный сотрудник | текст
Имя Ефима Львовича Дзигана навсегда останется на небосклоне советского и российского кино и кинообразования. Предлагаем совместный проект Лаборатории отечественного кино и Музея - виртуальную выставку «Дзиган, мастер реалистического эпоса», которая продолжает временную экспозицию Музея «Ефиму Дзигану - 125 лет».

Как режиссер Ефим Львович прошёл долгий путь. Его профессиональная карьера пришлась на сложное, трагичнское время, когда набирало силу молодое Советское государство, а вместе с ним искала свои пути к зрителю и советская кинематография.
Его стиль, интерес к историко-революционной тематике складывался ещё в период немого кино в далёкие двадцатые годы. Впрочем, сам режиссер полагал истоки своей любви к отечественному кино гораздо раньше. «Русская кинематография с началом войны 1914 года начала бурно развиваться, поскольку поступление зарубежных фильмов значительно сократилось — многие границы были закрыты. Полукустарные студии Ханжонкова, Ермольева, Дранкова, Трофимова, ожесточенно конкурировавшие друг с другом, стали скоропалительно выпускать картину за картиной. Я смотрел их все подряд…» - вспоминает мастер. И хотя далее, если продолжить эту цитату из воспоминаний, он безапелляционно назовет их убожеством, они сделали главное: привили любовь к российскому, русскому кино…


Е. Дзиган, студийное фото, 1920-е гг.

Государственный техникум кинематографии, будущий ВГИК. Сюда после ужасов Гражданской войны и разрухи пришел будущий создатель «Мы из Кронштадта». «После демобилизации из Красной Армии я поступил в школу-студию одного из видных дореволюционных кинорежиссеров, Б. В. Чайковского. (В Гостехникум кинематографии в те месяцы приема студентов не было.) Отсрочка в получении кинообразования пошла только на пользу: годы, проведенные на фронтах, были для меня огромной жизненной школой, открыли мне множество явлений, полных глубочайшего смысла. Все это позже, когда я пришел в кино, принесло мне неоценимую пользу», - вспоминает режиссер.
В экспозиции представлены редкие рекламные материалы к фильмам Дзигана 1920-1930-х годов. А их, прежде чем будет создан «Мы из Кронштадта», было немало…

«Полукустарные студии Ханжонкова, Ермольева, Дранкова, Трофимова, ожесточенно конкурировавшие друг с другом, стали скоропалительно выпускать картину за картиной. Я смотрел их все подряд…»
Совместно с режиссером Михаилом Чиаурели Дзиган в Тбилиси снимает
«Первого корнета Стрешнева», «картину о революционных событиях на фронте в дни Октябрьской революции». В экспозиции представлены редкие рекламные фотоматериалы (Рекламфильм), кадры из фильма.

Не меньший интерес представляет «Бог войны», также снятый в Грузии, где «солдатские массы встали на защиту Страны Советов от контрреволюции». Разоблачительно критикуя царский режим и церковь, губительную бессмысленность участия России в войне, «режиссер сознательно стремился создать не бытовую драму, а фильм скорее публицистический, с аллегорическим и символическим звучанием образов, с патетическим охватом событий и широкими обобщениями» (Фонштейн А. С. Ефим Дзиган. М., 1940. С. 19).
Рекламные материалы, кадры из фильмов, представленные в экспозиции, с особой яркостью подчеркивают экспрессию и пластическую выразительность материала: очевиден интерес Дзигана к символическим обобщениям, патетике, поэтической интерпретации истории.
«Суд должен продолжаться», как его определял сам постановщик, демонстрировал то, как новое сознание прорастает в умах и сердцах молодежи: комсомольцы борются «против уродливых бытовых пережитков во имя утверждения новых, социалистических
норм взаимоотношений».
Фильм «Женщина» (1932) о равноправии с мужчинами и эмансипации советских женщин представлен рекламными материалами - кадрами из фильма.
Однако подлинный успех пришел к режиссёру после фильма «Мы из Кронштадта», где талантливо соединились пластическая достоверность актёрской игры, мастерство режиссера и выразительность композиции, - все это позволило Дзигану создать зрелищное кино. Современники высоко оценили одаренность Дзигана: его называли «мастером реалистического эпоса». Насколько фильм опередил свое время, говорит непростая постановочная судьба картины. Раз за разом режиссеру приходилось убеждать чиновников и неумолимых рецензентов, доказывать, что возможен подлинный романтизм и пафос в жанре историко-революционного кино. Матросы могут идти в атаку так, как в фильме, нарушая уставные правила, но создавая, однако, выразительный художественный образ. В экспозиции представлены архивные рекламные материалы, кадры из фильма.
Послевоенные годы стали для Дзигана временем обновления экранного языка, поисками ярких образов, связанных с богатой советской историей.
Цветной фильм «Джамбул» о прославленном акыне, певце-импровизаторе, Казахстана. В экспозиции представлены кадры и киноплакаты.
Широкоэкранный фильм «Пролог» позволил режиссёру в полной мере передать эпичность и трагизм событий - революции 1905 года. «Расстрел рабочих на площади у Зимнего дворца 9-го января, забастовочное движение, охватившее всю Россию, декабрьское вооруженное восстание в Москве, бои на Красной Пресне - все это требовало масштабности изображения.
Широкий экран давал в этом смысле большие творческие возможности», - вспоминал режиссер.
Широкоформатный фильм «Железный поток» по одноименному роману А. Серафимовича.
Это важный для творчества Дзигана период 50-60-х годов представлен в рамках экспозиции кадрами из фильмов и отдельными киноплакатами из коллекции Лаборатории отечественного кино.
«Я люблю свою педагогическую работу в институте, люблю свою мастерскую... Еду туда с неизменно радостным чувством, как в жаркий день спешишь за город подышать кислородом, — невольно испытываешь прилив сил, подъем настроения, кажется, что молодеешь... Каждое занятие помогает ближе узнать своих учеников, их творческие наклонности и интересы, ощутить и понять круг тем, волнующих их сегодня». Эти слова как нельзя более полно говорят о другой стороне многогранного таланта Дзигана - мастерстве педагога. В разные годы под его началом обучались такие в будущем крупные режиссеры, как Элем Климов, Эдмон Кеосаян и другие.
Немало было и иностранных студентов: приобрести драгоценные профессиональные навыки в одной из ведущих киношкол мира - ВГИКе, - а тем паче у признанного мастера Ефима Дзигана спешили студенты из разных стран. В хранении Лаборатории отечественного кино находятся примечательные фотографии, запечатлевшие эту важнейшую сторону жизни кинематографиста.

Информацию по организации экскурсий в Музей ВГИК можно получить в Отделе по молодежной политике
kino@vgik-info