Леонид Гайдай. Начало творческого пути
Действующая экспозиция Музея ВГИК «Леонид Гайдай. Начало творческого пути» посвящена первому и наиболее важному этапу блистательного отечественного комедиографа Леонида Иовича Гайдая - годам ученичества во ВГИКе.
текст, фото экспозиции |
Максим КАЗЮЧИЦ
Нина СПУТНИЦКАЯ
Действующая экспозиция Музея ВГИКа «Леонид Гайдай: начало творческого пути» посвящена первому и наиболее важному этапу блистательного отечественного комедиографа - годам ученичества. Леонид Иович Гайдай поступил во ВГИК, будучи профессиональным актером театра, фронтовиком, получившим тяжелые ранения. Экспозиция, подготовленная ведущими научными сотрудниками ВГИК, работниками Музея Ниной Спутницкой, Сергеем Каптеревым, Максимом Казючицем, рассказывает об основных этапах учебы - университетах Гайдая. Впрочем, университет, вернее тогда Всесоюзный институт, подлинная альма-матер Леонида Иовича, был и навсегда остался неизменным: ВГИК.
Профессиональные актерские навыки будущего режиссёра оказались незаменимы в системе актерско-режиссерской мастерской: сам актер комедийного амплуа, Гайдай часто принимал участие в работах своих коллег-однокурсников. Его любили, им восхищались и студенты, и мастера. Среди ценных архивных материалов экспозиции - редкие, ранее не экспонировавшиеся страницы (сканирование) из личного дела Леонида Гайдая, документы, связанные с учебным процессом, раскрывающие неожиданные стороны его личности.
Особая гордость экспозиции - архивная находка, сделанная ведущим научным сотрудником ВГИК Сергеем Каптеревым. Фильм «Душеньки-подруженьки» с участием Гайдая. Дальнейшие архивные изыскания ведущего научного сотрудника ВГИК Максима Казючица позволили обнаружить дополнительные ценные сведения об этой ранее никому не известной киноленте: в РГАЛИ (Российский государственный архив литературы и искусства) была обнаружена теоретическая часть работы выдающегося отечественного оператора Вадима Юсова, - в те годы студента-выпускника, снимавшего «Душеньки-подруженьки» и подробно изложившего замысел режиссера и другие интересные факты о фильме. На кадрах из фильма, представленных в рамках экспозиции, запечатлен Леонид Гайдай, в одной из эпизодических ролей. Одетый в фирменную пижаму обитателя подмосковного дома отдыха, он практически не отличим от своего будущего альтер эго - Шурика (Александра Демьяненко), который спустя каких-нибудь 10 лет будет одет практически в ту же пижаму, однако уже будучи обитателем отнюдь не дома отдыха. Лёгкий, практически водевильный фильм с музыкальными номерами, с восемью исполнителями главных ролей, из которых шесть - очаровательные девушки, выпускницы ВГИКа, среди них, к примеру, и будущая жена Леонида Иовича - Нина Гребешкова.
Важная часть экспозиции - дипломная работа выпускника ВГИКа Леонида Гайдая - он работал в качестве помощника режиссера (в титрах указано «режиссера-практиканта») на музыкальном комедийном фильме Бориса Барнета «Ляна». Однако и здесь Леонид Иович выступил в двух ипостасях: как режиссер и как актер, исполнитель одной из ролей второго плана (кстати сказать, он весьма прилично играет на трубе в этом фильме).
Однако как режиссер-практикант на этом, возможно не самом лучшем проекте великого Барнета, он познает сущность кинокомедии, жадно впитывает стиль самого маэстро (который, однако, не был, строго говоря, его мастером, - мастером курса Гайдая был Григорий Александров). В своей дипломной работе Гайдай так определил его: «…Тонкий режиссер-педагог, в большом смысле этого слова» (РГАЛИ Ф. 2900 Оп.2 Ед. хр. 868. Гайдай Л. И. «Ляна» (рук. Ю. Е. Геника) <Фрагменты из кинофильма «Ляна». Теоретическая часть диплома Л. Гайдай...>. 1955.)
О той огромной роли, которую сыграл Барнет в жизни Гайдая, его профессиональном становлении, мы имеем узнаем из ценной архивной находки, сделанной ведущим научным сотрудником ВГИКа Максимом Казючицем - в РГАЛИ была обнаружена теоретическая часть дипломной работы Леонида Гайдая, где он подробно анализирует свой профессиональный опыт в качестве режиссёра-практиканта на фильме «Ляна», а также кратко, но емко излагает основные принципы создания комического образа на экране. Уже в этой работе, к примеру, для Гайдая становится аксиомой положение, что короля играет свита, иными словами актёры второго плана и даже массовка должны быть неотъемлемыми элементами создания комической ситуации. А стало быть, характеры этих, казалось бы, незначительных персонажей должны быть тщательно проработаны, как и драматургия их (каждого персонажа) поведения в кадре.
Творчество Леонида Гайдая изучалось в советской и российской истории кино, однако по-прежнему недостаточно полно и детально. О неугасающем интересе к творчеству блестящего комедиографа свидетельствует всероссийская научно-практическая конференция, проведенная в стенах ВГИКа, «Леонид Гайдай: смешно, да и... не только? К 100-летию со дня рождения режиссера».
Творчество Леонида Иовича пришлось на сложный период отечественной культуры, когда наше кино переходило от непростых 60-70-х годов к еще более сложному времени 80-х и, наконец, культурному излому 90-х. Однако творческий путь Гайдая, тернистый, как впрочем, у всех неординарных художников, больших мастеров советского / российского кино, не смог бы состояться без его обучения в ведущей киношколе мира, ВГИКе. Приобретённое мастерство и память о ней режиссер пронес через все эти годы…

Информацию по организации экскурсий в Музей ВГИК можно получить в Отделе по молодежной политике
kino@vgik-info