Сергей Юткевич - 120
Совместный проект Музея ВГИКа и Лаборатории отечественного кино. Экспозиция, приуроченная к 100-летию Сергея Юткевича
Ольга ЧИЖЕВСКАЯ, заведующая Лабораторией отечественного кино | подготовка материалов

Нина СПУТНИЦКАЯ, ведущий научный сотрудник | текст
Музей ВГИКа совместно с Лабораторией отечественного кино предлагает вашему вниманию виртуальную экспозицию, посвященную столетнему юбилею Сергея Иосифовича ЮТКЕВИЧА, Мастера, педагога ВГИКа, выдающегося отечественного режиссера, крупного историка и теоретика кино.

До своего прихода в кино Сергей Юткевич был художником, актером, ассистентом режиссёра, учился в ВХУТЕМАСе. Его творческая биография причудливо совместила “московскую” и “ленинградскую” специфики. Он ставил спектакли в живых газетах Москвы, работал как художник-постановщик с Сергеем Эйзенштейном. Оказавшись в Ленинграде вместе с Григорием Козинцевым, Леонидом Траубергом и Георгием Крыжицким стал автором легендарного манифеста «Эксцентризм», идеологом ФЭКС. В конце 1934 года возглавил группу ленинградских кинематографистов «Первая художественная мастерская».
"...обвинения, которые были предъявлены "Встречному" Эрмлера... меня поразили"

Встречный
"Не успели пройти просмотры "Встречного" и" Ивана" [Александра Довженко], как явилась тенденция противопоставления этих картин. Противопоставление очень крайнее и творчески неприятное.
Мне кажется, что это противопоставление "Ивана" и " Встречного” - одна из больших ошибок и тенденций, с которыми мне лично придется бороться <...>
Мне придется говорить больше о "Встречном", чем об "Иване".
Основные обвинения, которые были предъявлены "Встречному" Эрмлера, и меня поразили. Они заключались в следующем: мещанская эпоха, и вот, наконец, мещанская фильма, которая для этой мещанской эпохи как раз хороша.
Эти разговорчики показывают, в какой атмосфере классовой борьбы мы все находимся в нашей работе”... (Из выступления Юткевича).
Златые горы. Кружева
“Мы считаем, то тема "Златых гор", идейная ее направленность для нас является совершенно закономерной. Она возникла не случайно, а является продолжением той тематической устремленности, которая нас волновала в самых наших первых работах в советской кинематографии. Мы уже делали попытку в нашей первой картине "Кружева" дать рабочий молодняк, завод, современную бытовую обстановку, получили полную поддержку рабочей общественности и рабочего зрителя и дали сильный крен на "Черном парусе", хотя и честно пытались сделать вторую комсомольскую бытовую фильму”... (Архив Лаборатории отечественного кино)
Мы превращаемся в мастерскую...
“Коллектив творческих работников, прошедший вместе творческий путь от “Кружев” - через "Златые Горы” и “Встречный” - до “Сердца Турции”, в этом году продолжает свое существование на новых основаниях. Мы превращаемся в мастерскую, производящую уже не одну, а несколько картин, в мастерскую под единым художественным руководством, работающую по своему репертуарному плану, объединяющую в себя творческих работников кинематографии разных специальностей, но спаянных единой задачей и методом..." (Из Декларации Художественной мастерской Сергея Юткевича - Архив Лаборатории отечественного кино)
Народный комический герой... должен быть прежде всего настоящим, полнокровным человеком…
Швейк и… Швейк
Отдельное важное место в творчестве Юткевича занимали вопросы комического в кино. Его аналитические обзоры актерской игры являют пример искусствоведческого анализа, служат ориентиром для киноведов и историков культуры. (В 1941 году Сергей Иосифович получил степень доктора искусствоведения.) Подробно анализировал Юткевич игру Игоря Ильинского, Фаины Раневской, других мастеров советского экрана.
Одним из первых Сергей Иосифович обратился к возможностям комедийного жанра в суровые годы войны, работая над короткометражными “Боевыми киносборниками”: «Народный комический герой, наверное, будет в исполнении нашего советского актера героем и с хитрецой, и с ленцой, и озорником, и повесой, и шумливым, и часто задиристым, и не всегда достаточно ловким, иногда излишне застенчивым, - словом, он должен быть прежде всего настоящим, полнокровным человеком… Итак, выразить дух e своего времени - вот задача комического актера» (Архив Лаборатории отечественного кино).
Накопленный бесценный опыт по созданию “народного комического героя” режиссер значительно обогатил в “Новых похождениях Швейка” (1943). Созданный Ярославом Гашеком, этот персонаж получил всенародной признание в нашей стране не в последнюю очередь благодаря таланту Юткевича…
Зрители услышат голос размышлений вождя...
Киноленинана Юткевича
Ленинская тема всегда волновала Юткевича и нашла воплощение в фильмах «Человек с ружьем» (1938), «Яков Свердлов» (1940), «Рассказы о Ленине» (1957), “Ленин в Польше” (1965).
В свое время Юткевич высоко оценил работу Михаила Ромма и Евгения Габриловича - “Мечта” (1941), а в 1964 году начал работу над фильмом “Ленин в Польше” (1965) по сценарию Габриловича: “C большим волнением и чувством огромной ответственности взялся я за новый фильм. Действие его происходит в Новотаргской (Неймарктской) тюрьме, куда Владимир Ильич был заключен вскоре после объявления первой мировой войны по нелепейшему обвинению в “шпионаже” в пользу царского правительства. Это случилось в первые дни империалистической войны, когда Ленин вместе с Надеждой Константиновной находился на той части польской земли, которая была аннексирована Австро-Венгрией.
От начала до конца фильм будет построен как внутренний монолог Владимира Ильича. Зрители услышат голос размышлений вождя, его воспоминания, голос гениальной ленинской мысли и увидят на экране ряд сцен, не всегда непосредственно связанных с тем, о чем идет рассказ, а подчас связанных с ним сложными ассоциациями. Я и автор сценария считаем, что такая форма монолога позволит неизмеримо шире, свободней и глубже проникнуть в ход ленинских мыслей, надежд, мечтаний, в оценку им людей, событий, политических и житейских проблем. Такой монолог-рассказ органичен, он оправдывается еще и тем, что в момент, о котором пойдет речь в фильме, Ильич заключен в четыре стены тюремной камеры”, - писал Юткевич (Архив Лаборатории отечественного кино).
Фильм вышел на экраны в 1965 году, к 95-летию Ленина.
Маяковский смеется. Баня
Сергей Юткевич пришел в кино из театра и, вооружившись методами революционного авангарда Владимира Маяковского и Всеволода Мейерхольда, опытом цирка, эстрады, анимации, немало сделал для сближения двух видов искусств. В 1960-1970-е годы выходят анимационные фильмы "Маяковский смеется" (1969) по одноимённой пьесе В. Маяковского и "Баня" (1975) по мотивам пьесы «Клоп» и сценарию «Позабудь про камин» В. Маяковского (оба - совм. с Анатолием Карановичем)
Информацию по организации экскурсий в Музей ВГИК можно получить в Отделе по молодежной политике
kino@vgik-info