Андрей Тарковский: путь постижения истины. А. А. Тарковский и ВГИК
Экспозиция Музея ВГИК «Андрей Тарковский: путь постижения истины. А. А. Тарковский и ВГИК» посвящена 90-летию со дня рождения выдающегося отечественного режиссера Андрея Арсеньевича Тарковского, выпускника ВГИК
текст |
Максим КАЗЮЧИЦ
Нина СПУТНИЦКАЯ
Действующая экспозиция Музея ВГИК «Андрей Тарковский: путь постижения истины. А. А. Тарковский и ВГИК» посвящена 90-летию со дня рождения выдающегося отечественного режиссера Андрея Арсеньевича Тарковского, выпускника ВГИК. Экспозиция, подготовленная ведущими научными сотрудниками ВГИК, работниками Музея Ниной Спутницкой, Сергеем Каптеревым, Максимом Казючицем, включает редкие архивные материалы, относящиеся к периоду учебы Андрея Тарковского в стенах альма матер.
Дипломная работа, короткометражный фильм «Убийцы», экранизация произведения Э. Хемингуэя, говорит об увлечении тогда еще очень молодого человека американским жанровым кино. Тарковский и его друг и сокурсник Александр Гордон в поисках собственного стиля увлеченно выстраивают визуальное решение в духе фильмов нуар — экспериментируют с освещением, композицией кадра, операторской схемой и т.д. Хотя в дальнейшем американский кинематограф займёт у Тарковского свое, подчиненное положение, станет лишь малой частью художественной вселенной великого режиссёра.
Представлены здесь и материалы, относящиеся к поступлению во ВГИК, а также материалы его первых лет обучения. Прежде всего, это знаменитый фотоэтюд родной сестры режиссера Марины Арсеньевны Тарковской. Редкие рисунки, выполненные рукой будущего великого режиссера, когда тот лишь задумывался о карьере в кино, находясь в геологической экспедиции.
Бесспорно интересны «провансные» фотоэтюды, воспроизводящие незамысловатые, казалось бы, предметы сельского быта: дощатый стол, крынку с молоком... Впрочем, курица, вовсе даже не предмет, занимает свое, привилегированное положение, привносит в композицию динамику. В этих работах проявляется изначальный интерес Тарковского к поиску универсального образа человеческого дома, символа корней, той, основы, на которой может и должен быть построен духовный мир. Для него, автора, всегда глубоко размышлявшего о русском культурном коде и духовно-нравственных ценностях, таким образом становится Дом. В дальнейшем это настойчивое стремление режиссера найти опору для человеческого бытия найдет свое воплощение в образах тех разнообразных, но единых в своей сути Домов, в которых провели детство герои фильмов Тарковского.
Это Крис из «Соляриса» и его дом, о котором он не перестает вспоминать, находясь далеко-далеко от Земли, столкнувшись с нечеловеческим разумом. Дом, в который он в финале возвращается хотя бы мысленно и получает символическое прощение от отца.
Это и прообраз дома детства самого Тарковского — сельский Дом из фильма «Зеркало», который также стал неотъемлемой частью пространства памяти автора и художественного пространства фильма.
Отдельную страницу экспозиции занимает особо ценная и крупнейшая находка в тарковсковедении за последние годы: большое архивное открытие, сделанное ведущими научными сотрудниками ВГИК и сотрудниками Музея Максимом Казючицем и Ниной Спутницкой, — ранее неизвестный сценарий, написанный Андреем Тарковским в соавторстве, «Антарктида, далекая страна» (1966). В экспозиции представлены отдельные страницы сценария, а также интересные коллизии работы над замыслом. Например, копия публикации фрагмента самой первой версии этого удивительного сценария в газете «Комсомольская правда», написанной ещё в студенческие годы.
Творчество Андрея Арсеньевича было широко освещено в рамках международной научно-практической конференции "Творческое наследие Андрея Тарковского. актуальные аспекты. К 90‑летию со дня рождения режиссера", состоявшейся во ВГИКе.
Информацию по организации экскурсий в Музей ВГИК можно получить в Отделе по молодежной политике
kino@vgik-info