Ей покоряется кино...
К 100-летию Татьяны ЛИОЗНОВОЙ
Совместный проект Музея ВГИКа и Лаборатории отечественного кино. Экспозиция, приуроченная к 100-летию Татьяны Лиозновой
Ольга ЧИЖЕВСКАЯ, заведующая Лабораторией отечественного кино | подготовка материалов

Нина СПУТНИЦКАЯ, ведущий научный сотрудник | текст
Музей ВГИКа совместно с Лабораторией отечественного кино предлагает вашему вниманию виртуальную экспозицию, посвященную творческому пути Татьяны ЛИОЗНОВОЙ, выдающегося отечественного режиссера, выпускницы и преподавателя ВГИКа, человека яркой, неординарной судьбы.

В экспозиции, приуроченной к столетию выдающегося режиссера, педагога, выпускницы ВГИКа Татьяны Михайловны Лиозновой представлены кадры ее фильмов и уникальные фото – бэкстейдж ее богатой профессиональной жизни.
В годы войны, в 1943 году, год проучившись в МАИ (Московский авиационный институт), Татьяна решилась на серьезный шаг и поступила во ВГИК в режиссёрскую мастерскую Всеволода Пудовкина. Однако вскоре мэтр отказался от преподавания, и будущие режиссеры объединились с актёрской мастерской Сергея Герасимова и Тамары Макаровой, составив первую уникальную актерско-режиссёрскую мастерскую ВГИКа. Поддержка, отеческое отношение мастеров станет в будущем важным подспорьем для Лиозновой и ориентиром в ее собственной педагогической практике.
"Тут все подняли головы и удивленно на меня воззрились..."

«…Курс набирал Всеволод Илларионович Пудовкин. В приемной комиссии сидело много народа. Герасимова на экзамене не было. Впрочем, волновалась я так, что вряд ли бы узнала кого-нибудь в лицо. (…) Тут кто-то из комиссии, решив довести дело до конца, протянул мне репродукцию. К тому моменту я уже себя перечеркнула и потому, увидев репродукцию, сказала: "Это Григ. "Весна". А это был Саврасов, "Грачи прилетели". Тут все подняли головы и удивленно на меня воззрились.
- Как? - переспросил Пудовкин.
- Это Григ.
- Как - Григ?
- Нет, это Саврасов, но это - Григ!
- А почему?
И я запела и стала водить рукой по картине…»
(Из воспоминаний Т. Лиозновой, Лаборатория отечественного кино ВГИКа)
Ситуация с поступлением будет частично смоделирована в фильме «Карнавал» (1981).
Поразительная музыкальность и чуткость к актерской фактуре проявились уже на первых годах обучения. Учась во ВГИКе, Татьяна загорелась идеей поставить фильм без пленки на основе зажигательного танца Кармен, скрепив сценки монтажно. Выбор студентки пал на однокурсницу Инну Макарову. Так родился испанский танец, который был использован Герасимовым в «Молодой гвардии» (1948).

Дипломный фильм «Рассвет в Ситанге» Татьяна сняла по роману «Ниссо».

С 1953 до 1982 годы работала на киностудии им. Горького в качестве художественного руководителя ТПО юношеских фильмов. Завидная одержимость профессией позволила Татьяне 15 лет ждать собственной самостоятельной постановки и работать то ассистентом, то вторым режиссером, то заниматься дубляжом иностранных картин.
По сценарию педагогов Тамары Макаровой и Сергея Герасимова, в основу которого легла реальная история британского летчика, Лиознова, наконец, ставит свою первую самостоятельную кинокартину «Память сердца» (1958).


В 1963 году выходит картина-реквием по погибшим летчикам-испытателям «Им покоряется небо», которым Татьяна отдала дань своей первой любви – авиации. (На международном фестивале авиационных фильмов «Золотое крыло» в Довиле (Франция) картине был присужден Гран-при).
Непростая юность в военное время, тернистый путь в профессию закалили ее и подарили самое главное – тему. Одержимость, безоглядная верность призванию, скромное служение своему делу, будь то разведдеятельность или семейные будни, – главные направления творчества Татьяны Михайловны, реализуются на разнообразном материале. А уже второй фильм Лиозновой – «Евдокия» (1961, по повести В. Пановой) стал лидером проката.
"Я всегда буду делать картины, которые раскрывают зрителям лучшее в них самих!"

Зритель с радостью встречал работы Мастера, ценя и любя их за скромное изящество формы, подлинность чувств, мягкий юмор и уважение автора даже к самой простой составляющей человеческой жизни. В экспозиции представлены кадры (рекламные материалы) одного из ярких фильмов Лиозновой «Рано утром», в котором заметно влиянием неореализма, интерес к простым людям, готовым строить новую послевоенную жизнь.
«Народ наш прожил такую трудную, такую сложную жизнь, он так достоин того, чтобы художник увидел в нем прежде всего все лучшее и рассказал о прекрасном в каждом человеке, живущем с тобой в одном подъезде, едущем с тобой рядом в троллейбусе, идущем рядом… Я всегда буду делать картины, которые раскрывают зрителям лучшее в них самих!»
(из воспоминаний Т. Лиозновой, Лаборатория отечественного кино ВГИКа)
Мир музыки был определяющим для кинематографа Татьяны Михайловны. Именно поэтому так точны и незабываемы музыкальные темы ее фильмов: «Опустела без тебя земля…» или «Не думай о секундах свысока». Экспозиция, посвященная творчеству Лиозновой, не могла не включить кадры (рекламные материалы) из фильма, снискавшего поистине народную славу - «Три тополя на Плющихе», камерного и лиричного, но вместе с тем, пронзительного гимна женской верности...
Роман «Семнадцать мгновений весны» Юлиана Семенова заинтересовал ее документальной фактурой, точностью хроникальной манеры, и главное – героем. Легендарное телевизионное повествование о патриоте, вынужденном жить и работать в стане врагов, сама Лиознова называла монокартиной. Однако, какой блистательный ансамбль собрала она в картине о повседневных и острых мгновениях. А ее метод «киномолчания» подарил отечественной культуре яркий нестареющий образ разведчика Штирлица.

Фильм «Карнавал», в котором Лиознова выступила соавтором сценария, можно считать посланием всем абитуриентам творческих вузов - прошлым и будущим. Тонко, с пониманием, чуткостью и страстью превращает она историю провинциальной золушки в бенефис, историю победы творческой личности над всеми невзгодами. И зрителю уже не важно станет ли Нина (Ирина Муравьева) артисткой, ибо всемогущ ее талант - приподняться над обыденным, простить, принять... Принять, прежде всего, себя.
В последней своей работе - трехсерийной остросюжетной притче на тему ядерной войны «Конец света с последующим симпозиумом» (1987, по пьесе Артура Ли), Лиознова дала жёсткую оценку перспектив холодной войны и мира потребительских ценностей.

Особую ценность в экспозиции Музея представляет портрет Лиозновой кисти заслуженного художника России, профессора, заведующего кафедрой рисунка и живописи Сергея Михайловича Каманина - выпускника первой Мастерской художественного факультета ВГИКа (1938 -1943).
Информацию по организации экскурсий в Музей ВГИК можно получить в Отделе по молодежной политике
kino@vgik-info