Гражданин мира: Сергей Параджанов
Виртуальная экспозиция, приуроченная к 100-летию Сергея Параджанова, 105-летию ВГИКа
Ольга ЧИЖЕВСКАЯ, заведующая Лабораторией отечественного кино | подготовка материалов
Максим КАЗЮЧИЦ, ведущий научный сотрудник | текст
Музей ВГИКа совместно с Лабораторией отечественного кино предлагает вашему вниманию виртуальную экспозицию, включающую разнообразные материалы, отражающие основные этапы творческого пути Сергея Иосифовича Параджанова.

Сергей Иосифович Параджанов вошел в историю отечественного и мирового киноискусства как непревзойденный мастер поэтического кинематографа. Выпускник ВГИКа (мастерская Игоря Савченко), он на всем протяжении тернистого творческого пути создавал особый экранный мир, где цветовое решение, монтаж, обработка разнообразного фольклорного и поэтического материала со временем стали признанным стилем Параджанова. Среди созданных режиссером шедевров, обретших мировую славу, такие картины как «Тени забытых предков», «Цвет граната», «Легенда о Сурамской крепости», «Ашик-Кериб»...
Столетие со дня рождения Сергея Параджанова празднуется и в его альма матер - ВГИКе. Всероссийский государственный университет кинематографии имени С. А. Герасимова также отмечает в этом году свой 105-летний юбилей.
Музей ВГИКа совместно с Лабораторией отечественного кино предлагает вашему вниманию виртуальную экспозицию, включающую разнообразные материалы, отражающие основные этапы творческого пути Мастера.
С. Параджанов, фотография Ю. Роста


Отдельно следует упомянуть о фотографиях совсем юного Параджанова, связавшего свою судьбу с ВГИКом. В экспозиции представлены редкие фотографии из личного дела режиссера из архива Университета кинемтографии.

«Тени забытых предков», общепризнанный шедевр, где режиссер Параджанов наконец находит свою тему, героя, создает собственную художественную вселенную, не был ни первым, ни даже вторым в его творческой карьере, тем более не был он и дебютом. Однако именно в дебютной – дипломной – работе «Андриеш», 1954, (ее предложил снять Александр Довженко, взявший после смерти мастера Игоря Савченко курс, где учился Параджанов) заметен интерес будущего мэтра к фольклорной теме и поэтическому кино. В экспозиции представлены плакаты и кадры из фильма.
Отдал дань мастер и идеологической теме. В течение первых лет своей работы в кино, после окончания в ВГИКа, на Киевской киностудии, он снимает фильмы «Первый парень» (1958),
«Украинская рапсодия» (1961),
«Цветок на камне» (1962). Герои кинокартин, простые советские люди, незамысловатый быт в реалистическом ключе мало интересовали Параджанова. Однако без этого опыта работы не только с актерами, типажами, но и съемок натуры - замечательной природы, вдохновлявшей не одно поколение художников, литераторов и режиссеров, не было бы и художника Параджанова. В экспозиции представлены кадры из фильмов (материалы Рекламфильма).
«Тени забытых предков» (1964) вошли в историю кино, возможно, не только благодаря виртуозному сочетанию поэтики фольклора и поэзии цвета, но известной анахроничности материала. Выбранная режиссером натура, фольклорный материал, отказ в целом от павильона, - все это в тогдашних реалиях сделало картину неожиданной, чем объясняется интерес к ней и за рубежом. Цветной материал «Теней забытых предков» слишком хорошо известен... В рамках нашей экспозиции представлены рекламные фотоматериалы (Рекламфильм), черно-белые фотографии лишь подчеркивают поэтичность композиции кадра, непередаваемый, порой неуловимый стиль большого Мастера.
Цвет граната (Саят - Нова) (1968) - этапная работа, где центральный образ армянского поэта-героя биографического - формально - фильма погружен в художественный мир зрелого художника и во многих отношениях воплощает мировосприятие самого Параджанова. В экспозиции представлены кадры из фильма.
«Ашик-Кериб» (1988) занимает особое место в творческой биографии Параджанова. Это последний фильм, завершенный мастером… Здесь находят свое место созданные им поэтические образы и локусы: природа, здания, глубоко символичные изображения (граната и др.). В экспозиции представлены плакаты и кадры из фильма.
Информацию по организации экскурсий в Музей ВГИК можно получить в Отделе по молодежной политике
kino@vgik-info