"Восьмой вгиковский". Михалков, Никоненко, Хативари и Загряжский в фестивальной кинохроникеВосьмой фестиваль студенческих фильмов проходил в январе I97I года под девизом, который озвучивает во вступительной части фильма Виталий Ждан: "За коммунистическую идейность и творческий поиск!". Оратор обращает внимание, что фестиваль является важной составляющей учебного процесса, поскольку позволяет подключить к нему зрителя.
Камера выхватывает крупные планы молодых людей из зрительного зала, чередуя их с кадрами президиума - жюри, которое возглавляет Сергей Бондарчук, вместе с коллегами режиссером-комедиографом Леонидом Гайдаем и режиссером-документалистом Екатериной Вермишевой, операторами Сергеем Медынским и Леваном Пааташвили, актрисой Натальей Фатеевой, историком кино Натальей Тумановой, кинокритиком Татьяной Хлоплянкиной и другими.
Фрагменты фильмов чередуются с репортажными вставками. Кадры томного признания в любви женщине стихами Гарсиа Лорки “отбиты” хроникой с оживленными спорами молодежной аудитории и дискуссией жюри. Внимание зрителя задерживает оживленный Гайдай и задумчивый Бондарчук, который отмечает грузинский фильм, подкупающий и своей темой, и “согласованностью всех частей”. Речь идет о “Дарьяльских зарисовках” Резо Хативари, удостоенного на фестивале приза “За лучшую режиссуру документального фильма”.
Реплику Бондарчука подкрепляют кадры суровых заснеженных гор и покоряющего бескрайние просторы человека. «Безумству храбрых поем мы песню», - заключает молодой зритель. Зрелищные натурные кадры сменяет макросъемка белой мыши из научного фильма, посвященного изучению движений глаз совы. Это ценные кадры из учебной работы “Живой локатор” Бориса Загряжского (тогда еще студента мастерской Бориса Альтшулера), который комментирует свою работу в кадре. Спустя два года его дипломная работа «Компьютер и загадка Леонардо» получит высокую оценку и признание не только на родине, но и за рубежом, в частности, в Италии. Интерес представляет рассказ автора о том, как кино решает научные проблемы.
Никита Михалков мелькает в массовке в соседстве с Сергеем Никоненко - исполнителем главной роли в фильме
“Последний день в конце войны”.
На Восьмом фестивале работа Михалкова была отмечена Призом журнала "Советский экран", тогда как Никоненко удостоен и особого внимания жюри, и внимания авторов фильма о Восьмом фестивале. Центральным элементом фильма становится его рассказ о специфике актерско-режиссерских мастерских Сергея Герасимова и Тамары Макаровой, где Никоненко, обучаясь актерству, впервые попробовал себя и в режиссуре. Спустя годы Никоненко возвращается в стены альма-матер, чтобы пройти обучение на режиссерском факультете.
Яркой иллюстрацией к монологу режиссера, словно подкрепляя молодежный дух фестиваля, выступает эпизод дипломного фильма Никоненко «Петрухина фамилия» - фаворита смотра. Фрагмент выстроен в жанре «роуд-муви»: герои Екатерины Васильевой и Никоненко - молодожены, ожидающие скорого пополнения, оказавшись в заснеженном лесу, встречают почти сказочную тройку вороных и честной компанией. Но заявка на «клюкву», приправленную частушками и «Советским шампанским» разворачивается в историю взаимовыручки, любви и согласия. Не случайно иностранный студент оценил фильм как «человеческий, гуманистический».
Заключает фильм о фестивале торжественное подписание дипломов. В кадр попадают две номинации: Сергей Бондарчук награждает призом «за режиссуру игрового фильма» Никоненко и особенно тепло приветствует призера за «лучший комедийный фильм» Ираклия Квирикадзе, который представил на фестивале
“Кувшин” по рассказу Луиджи Пиранделло, адаптированного для экрана Ревазом Габриадзе.
Открывает и венчает фильм рукодельная табличка - объявление о просмотре фестивальных фильмов, прикрепленная к двери легендарного актового зала ВГИКа.
Фильм о Восьмом фестивале студенческих фильмов дает почувствовать атмосферу, в которой проходило творческое соревнование, прорастали будущие легенды отечественного кино. Ценные хроникальные кадры позволяют уловить особые взаимоотношения, которые складывались между преподавательским составом и студентами - воспитанниками мастерских.
ПРИМЕЧАНИЯ
* Фильм Сергея Никоненко можно увидеть на ютуб канале ВГИКа
**В рамках фестиваля была проведена дискуссия по фильмам конкурсной программы, организованы выставки работ студентов операторского и художественного факультетов.
***ДРУГИЕ Призы и Дипломы фестиваля
За лучшую режиссуру научно-популярного фильма - фильму "Живой локатор" (режиссёр Б. Загряжский).
За лучшую операторскую работу в художественном фильме - фильму "Сердце, вздрогни" (оператор В. Климов).
За лучшую операторскую работу в документальном фильме - фильму "Как мера и красота скажет" (оператор Т. Логинова).
За лучший операторский репортаж на современную тему - фильму "Атака". Авторы-операторы В. Говорухин, А. Филиппов.
За лучший сценарий - фильму "Это были мы" (сценарист А. Миндадзе).
За лучшее исполнение мужской роли - С. Никоненко ("Петрухина фамилия").
За лучшую первую съёмочную работу - фильму "Репортаж с асфальта" (режиссёр В. Абдрашитов).
За лучшую первую съёмочную работу - фильму "Мир тишины? (режиссёр Сото Ҳуан).
За лучшую организацию на производстве - директору фильма "Память" А.Муртазину.
Приз ЦК ВЛКСМ - фильму "Память" (режиссёры А. Опрышко и И. Трахтенгерц, оператор В. Севастьянов, сценарист Быкадоров).
Приз РК ВЛКСМ за лучшее воплощение гражданской темы - фильму "Памятник" (режиссёр А. Мкртчан).
Приз профкома ВГИК за лучшее воплощение фильму "Атака". Приз МГК ВЛКСМ - за разработку современной темы - молодёжной темы - фильму "Это были мы" (режиссёр В. Норд).
Сведения о фильме:
<Восьмой фестиваль студенческих вгиковских фильмов>к/м
ч/б
документально-хроникальный
<1971>
15:50 мин
СССР
Учебная киностудия ВГИК
Оригинал оцифрован в HD